789809Договор между исполнителем (детским клубом) и заказчиком (клиентом клуба) необходим для исключения разногласий при оказании услуг. Также он пригодится для определения порядка выхода из конфликтных ситуаций.

Договор не нужен, если между клиентом и клубом не возникает спорных ситуаций. НО при возникновении малейшего недопонимания условий оказания услуг, он поможет разрешить ситуацию мирно и избавит от конфликта.

Почему предприниматели не любят заключать договор?

Во-первых, на его подготовку уходит много времени. Договор должен быть составлен в соответствии с определенными требованиями, установленными законом. Их надо найти, в них надо разобраться. В договоре необходимо прописать все возможные ситуации, которые могут произойти между клубом и клиентом на этапе выполнения условий договора. Руководителю необходимо потратить много времени на то, чтобы продумать все эти пункты. Для человека, не имеющего юридического образования, это сложно.

Во-вторых, составленный договор должны подписать клиенты, т.е. официальные представители ребенка – мама или папа. А детей в клуб приводят няни, бабушки, дедушки, крестные, старшие братья и сестры… Их подписи в договорах не признаются согласием клиента. Договор передается посреднику «для мамы/папы». А потом предпринимаются попытки получить обратно заполненный договор. И у предпринимателя возникает резонный вопрос: зачем, если клиент и так ходит/платит, все хорошо?

В-третьих, на этапе разрешения конфликта клиенты часто начинают оказываться от своих решений. Они начинают убеждать владельца клуба, что подпись в договоре формальная, что они договор не читали, что они не поняли, с договором не согласны.

И в следующий раз предприниматель задает себе вопрос: «а зачем я буду тратить столько времени на договор, если него необходимо потратить столько сил и времени, а клиенты снова пытаются вернуть деньги?»

Для этого разберемся, что же такое договор?

В соответствии с Гражданским кодексом, договор – это соглашение межу двумя (или более) лицами об установлении определенных обязательств. Клиент вносит денежные средства, клуб обязуется оказать определенные услуги. Это обязательства, которые каждая из сторон договора на себя берет. Клиент не оплатил – клуб вправе не выполнять услуги. Клуб оказал услуги, он имеет право не возвращать денежные средства.

Как это работает на практике? Составляя договор, предпринимателю необходимо указать, что услуга, которую он оказывает – это предоставление места конкретному ребенку в определенной группе. Либо количество часов посещения, которые клуб должен предоставить ребенку за определенный промежуток времени, а клиент обязан посетить эти часы в определенный промежуток времени. Т.е. важно указать, за что именно вы будете списывать деньги с клиента, а в каком случае услуга будет считаться не оказанной.

Это важно для защиты интересов предпринимателя. Потому что, в соответствии с законом о защите прав потребителя, статья 32, клиент вправе в любой момент отказаться от оплаченной услуги. Таким образом, популярные в договорах детских клубов пункты «возврат денежных средств по договору не производится» противоречат закону (статье 782 ГК РФ), а потому ничтожны. Так что включать этот пункт в договор бессмысленно. (ст. 180 ГК РФ).

Договор заключается только на добровольной основе. В нашем случае, клуб составляет договор, в котором прописывает условия, на которых он готов оказывать клиентам услуги. Клиент добровольно решает, соглашаться с этими условиями или нет.  Любимый клиентами ответ: «А я не читал» не законны. Если клиент подписал договор, произвел оплату  и начал посещать клуб, значит, он подтвердил свое согласие с вашими условиями. А то, что он «подписал, не читая» – его личная проблема. В данном случае, правда на вашей стороне и вы можете на этот аргумент не реагировать!

Какие бывают виды договоров?

С точки зрения Гражданского кодекса, договор между клубом и клиентом может быть заключен в устной или письменной форме. Т.е. если вы приняли в группу ребенка, клиент произвел оплату, то договор считается заключенным. Нарушений закона в данном случае нет.

Наиболее удобный для детского клуба формат договора – публичный договор или оферта. Суть ее в том, что вы публично размещаете условия оказания услуг вашим клубом: на официальном сайте, а также в открытом для клиентов доступе в помещениях клуба. Там прописываете все, что вы считаете нужным. Не забываем о законности требований.

В оферте обязательно указываете – в каком случае клиент соглашается с его условиями. В законе это называется «акцепт». Например, у себя в клубе я прописала, что «условия оферты считаются принятыми при внесении оплаты за услуги организации». Так же мы еще используем бланки строгой отчетности, на которых клиент ставит собственную подпись. Сделка считается совершенной.

Плюсы данного договора – в его простоте. Вы один раз продумали условия, разместили их для ознакомления всеми желающими, и спокойно работаете. Но для услуг по присмотру и уходу, а также для частного детского сада, такой формат не очень надежен. При длительном пребывании ребенка чаще возникают спорные ситуации. Также может появиться необходимость подтвердить основания пребывания ребенка в вашем заведении. Поэтому на группы полного и кооткого дня я рекомендую заключать  персональные договора с каждым клиентом.

Ксения Куранцева, специалист по организационно-правовым вопросам работы частного центра

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>